НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
30.07.2014

Спрашивает: Дарья

Обязательно ли читать молитвенное правило? Можно ли кремировать усопших?
30.07.2014

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Я утром иногда не прочитываю правило, потому что чувствую, что мысли рассыпаются, как крупа, и расползаются в разные стороны. О работе, например. Из-за чего-то нервничаешь, и все кажется, что ты что-то забыл, и вот-вот вспомнишь, и вот уползло… Читаю тогда «Серафимовское правило», и еще по дороге на работу то, что помню наизусть. Получается как-то больше, по-моему, пользы, чем от прочитывания всего правила, (для меня, конечно), ну как-то концентрированнее, что ли. Я этот заряд и легкость чувствую. Как-то не «растекашеся мысью по древу», а в цель и собранно получается. И мне так нравится, и, честное слово, дело не в лени, а именно в результате! Это плохо? Недавно такой почтеннейший батюшка на канале «Союз» сказал, что обязательно читать правило полностью. Как мне быть? 
Скажите, является ли грехом желание человека быть кремированным? Можно ли в этом случае отпевать его согласно православному обряду? А если он захочет, чтобы прах где-нибудь развеяли, надо постараться его отговорить?

В молитвенном правиле важно его постоянство и духовная польза — если вам приносит пользу чтение других молитв, не входящих в Утреннее молитвенное правило, то вы можете и дальше молиться подобным образом. Но все же Утренне правило — это тот ориентир, который задает планку нашего утреннего молитвенное делания. Поэтому время от времени молитесь и по молитвослову.

Способ погребения умерших не является первостепенным вопросом нашего спасения, а воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.
Церковь не отворачивается от тела, а напротив, чтит его. Человек являет собой образ Божий не только с точки зрения души, но и с точки зрения тела. Образ Божий — это душа и тело вместе. И цель человека как существа, отображающего Бога, состоит в том, чтобы хранить Его в себе. Все остальное входит в состав этой цели или подчиняется ей. И если бы сожжение мертвых каким-то образом служило этой цели, оно было бы не просто приемлемым, но даже желательным.
Христиане, которые приговаривались к смерти путем сожжения, не отказывались от него, а терпели, видя в этом путь к объединению с Богом. Показательной является молитва, где святой Игнатий Богоносец запечатлел свою судьбу: «Огонь и крест, толпы зверей, расчленение, рассыпанные кости, отрезание частей, раздробление всего тела… все мне пришлось испытать, только чтобы с Иисусом Христом повстречаться». Это желание полного уничтожения не является следствием враждебности по отношению к телу или материи, но любовью к Христу. Это стремление явить истинность Божественного образа.

На протяжении всей ветхозаветной и неделимой христианской истории сжигание мертвых ассоциировалось с языческой традицией и считалось позорным деянием. В частности, смерть посредством огня в Ветхом Завете связана с тяжкими преступлениями. Новый Завет считает погребение мертвых самим собой разумеющимся, в то время как в истории Церкви только гонители христианской веры прибегали к кремации тел христиан, чтобы предать их забвению и пошатнуть надежду на их воскресение. Наконец, в новейшее время сожжение мертвых приобрело вид некоего очищения мира от их присутствия.
Стремление к уничтожению или сохранению мертвого тела в могиле непосредственно связано с отношением человека к смерти. Когда он хочет забыть о смерти, естественно, он захочет стереть с лица земли все, что как-то связано со смертью или напоминает о ней. И в этом ему помогают соответствующие установки нашего общества. Все направлено на молчание о смерти. Естественным следствием этого является стремление к уничтожению мертвого тела. Надгробный камень хранит память не только об умершем, но и о смерти. И чтобы человек хранил эту память, и это не причиняло ему боль, необходимо верить в победу над смертью.
Конечно, лучшим выходом из данной ситуации будет отговорить человека от такого шага, но кремация сама по себе не является препятствием к отпеванию усопшего.

Этот ответ просмотрели 3152 раз.