НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Евгений Ерышканов, г. Набережные Челны

Так все-таки старообрядцы были правы?

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Большое спасибо за ответ. Конечно же, в Святой Софии — мозаики. Посмотрел предложенные вами ссылки. Успенский пишет: «В настоящее время можно считать доказанным, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими». Причины появления троеперстия у греков и время его появления не нашел, однако утверждение Успенского о том, что оно возникло в XII-XIII веках не совсем верно, на мозаике конца XIII века Христос все еще с двумя перстами. И в церкви Хора, на мозаике, датируемой началом XIV века, Христос тоже с двумя перстами. В общем, ни одной мозаики с тремя перстами в Стамбуле на нашел. 

Уважаемый Евгений, давайте не будем вырывать цитату из контекста. В чем были правы старообрядцы, по мысли Бориса Андреевича Успенского, только в том, что двоеперстие было принято вместе с крещением Руси, а троеперстие пришло на Русь позже. И только в этом. Сам образ перстосложения может меняться, в своей книге Б.А. Успенский это отлично показал. Более того, решением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года старый и новый обряд являются равноспасительными.
Что касается изображений на иконах Христа определенного перстосложения, то прежде, чем говорить о том, что византийцы понимали под ним, нужно прочитать материал на тему «Жесты в православной иконографии». 

Этот ответ просмотрели 5235 раз.