НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Разное

Разное

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Антон, Казань

Периодически читаю в СМИ о донорстве. Интересно, правильным ли будет завещать свои органы после смерти нуждающимся больным? Не противоречит ли это христианской вере?

Отвечает: иеромонах Роман (Модин)

Здравствуйте, Антон!

Донорство органов, или трансплантология, является в настоящее время одной из наиболее дискуссионных областей биоэтики.

В разных странах мира, где проживают православные христиане, действуют разные законы, которые регламентируют все юридические нормы и медицинские манипуляции, связанные с донорством.

Трансплантация органов включает в себя довольно широкий спектр процедур и охватывает самые различные формы. Она начинается с трансфузиологии, то есть с перенесения жидкой ткани, очень привычного для нас переливания крови или донорства крови, которое реализуется как социальный проект на территории Казанской епархии в проекте «Православный донор». Также существуют практики трансплантации частей двойных органов и пересадка печени или сердца.

В настоящее время внутри Церкви идет оживленная богословская полемика по поводу возможности для христианина выступать в качестве донора или же использовать чужие донорские органы для продления собственной жизни.

Господь наш Иисус Христос учил самопожертвованию и сам принес Себя в жертву за мир. Он питает людей Своим Телом и Кровью, конечно же, не для того, чтобы удлинять их земную жизнь, но для того, чтобы обновить их и привести к нетлению. В этом смысле, добровольное донорство телесных тканей или органов как результат бескорыстной любви — это поступок, безусловно, внушающий уважение и требующий серьезного и деликатного пастырского отношения.

Трудно не восхититься поступком человека, отдающего из любви свою почку или глаз с тем, чтобы даровать жизнь или зрение ближнему своему. И тем более достойно восхищения, когда донор готов пожертвовать и своей жизнью ради жизни ближнего. Конечно, в таком случае мы имеем дело с подлинным величием духа, которое выявляется в его богословской перспективе, а не просто актом включения в списки добровольных доноров.

В современном российском законодательстве существует так называемая презумпция согласия на посмертное изъятие органов, которая закреплена в действующем законе «О донорстве органов». Это означает, что если человек еще при жизни не заявлял о своем несогласии на изъятие его органов после смерти, то он становится потенциальным донором после смерти и врачи могут изымать органы, не оповещая об этом даже самых близких родственников.

Русская Православная Церковь в своей «Социальной концепции» считает эту норму недопустимым нарушением свободы человека, и говорит, что «потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья».

Но в любом случае, осмысленное донорство является, без сомнения, христианским поступком, и нет никаких догматических или нравственных препятствий для такого способа христианского самопожертвования. «Социальная концепция Русской Православной Церкви» говорит, что «пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания».

Таким образом, возможность завещать свои органы в качестве донорских является глубоко личностным христианским поступком и выражает стремление к самопожертвованию.

Этот ответ просмотрели 5351 раз.