НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Отпевание

Похороны и поминовение

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»
03.07.2009

Спрашивает: Владивосток

Вопрос отцу Игорю (Шевчуку). Здравствуйте, батюшка. С благодарностью за ответы, меняющие отношение к вопросу, очень прошу ответить на следующее: В Евангелии сказано, что только верующие в Господа попадут в Царство Небесное, у кого-то читала, что только православные христиане… В наш век и предыдущий люди поколениями воспитывались и воспитываются в неверии в Бога. Наше государство вернулось к Богу около 30 лет назад – целое поколение успело умереть, даже не предположив в своем сердце о Его существовании. Но миллиарды людей жили и живут добродетельно, не преступая заповеди и у нас, и в других странах. Из разговоров на эту тему я узнала, что люди, не знавшие в этой жизни Господа, не православные, неизменно попадут в ад и там задержатся, но перед этим они, пройдя путь поклонения Господу, узнают Его и могут захотеть быть с Ним. То есть путь к спасению у них есть. Вот только батюшки на заупокойных богослужениях говорят, что только наша молитва может помочь уже умершим людям – они сами себе помочь уже не могут. А молимся мы о родных и православных. Об иноверцах и т. д. не молимся – значит, их дела плачевнее. Но не странно ли это?
03.07.2009

Здравствуйте.

Вопрос: В Царство Небесное попадут только верующие в Бога, только православные христиане, а что будет с добродетельными иноверцами и неверующими людьми? Значит, дела их плачевны?

Ответ: Во-первых, плачевны дела не у них, а у нас, так как: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» [Лк.12:48]. Поэтому возноситься и гордиться Православием нам нет нужды – православное христианство высоко, но соответствуем ли мы этой высоте? И в этом наша печаль.

Теперь насчет самого спасения. Человек приходит туда, где ум назначает ему встречу. Иными словами правомерно будет сказать: «Скажи мне, о чем ты думаешь, и я отвечу – кто ты». Это очень важный момент. Неслучайно слово «покаяние» в переводе с греческого означает: «перемена ума». Поэтому при постановке проблемы спасения в различных христианских конфессиях и религиях необходимо определиться с терминологией.

Само по себе спасение имеет отвлеченный характер. Известно выражение для любителей плавать: «Спасение утопающих дело рук самих утопающих». Конкретный же смысл «спасение» приобретает при дополняющем определении, отвечающем на вопрос «от чего?». Русское слово «спасение» соответствует греческому σωτηρια от глагола σωζω, который в свою очередь образован от одного корня с прилагательным σωξ (σαυξ), означающим собственно здоровый (лат. sanus). Σωτηρια, Исходя из вышесказанного означает «оздоровление», освобождение от болезни, порчи.

В Новом Завете  под σωζειν и σωτηρια подразумеваются, прежде всего, избавление от опасности, смерти, болезни и возвращение целости, крепости, здоровья. Это очень важный момент в постановке проблемы спасения. Потому что основой в христианстве является Сам Христос, а содержанием – духовная, божественная жизнь в Нём («обожение») и понятие σωτηρια (спасение) имеет» три основных значения: 1) избавление от погибели, 2)от вечного осуждения («гнева Божия») и 3) избавления от  греха – причины перечисленных бедствий. Итак, спасение – избавление человека от греха и его последствий – вечной гибели и духовной смерти, возвращение природы человека в нормальное, то есть естественное состояние через оздоровление. О чем свидетельствуют слова Самого Христа - «Врача душ и телес наших», как церковь с любовью именует Его в своих молитвах: «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».[Мф.9:12] И «Я всего человека исцелил».[Ин.7:23]

По православному христианскому учению естественным состоянием человека было состояние Адама и Евы до грехопадения, сейчас состояние человека противоестественно – искажено грехом. Грех внес порчу, "тление" в природу человека, удалил человека от Бога и побуждает человека враждовать с Богом. По католическому учению, сформулированному кардиналом Беллармином, состояние человека до грехопадения отличается от состояния после грехопадения лишь так, как одетый человек отличается от раздетого, поскольку сама природа падшего человека не изменилась.

Православию чуждо такое учение. Как учил преп. Иоанн Дамаскин: "Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может, но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле".

Отсюда все искажения в жизни верующих людей. Начинать спасение необходимо только с самого себя и тогда человеку не будет так тревожно за участь других людей. Святые отцы учили, чтобы человек считал: «все спасутся – один я не спасусь». «Держи ум во аде и не отчаивайся» (преп. Силуан Афонский). Когда Антоний Великий молил Господа узнать участь некрещеных младенцев, то Бог ответил ему: «Антоний, себе внимай».

Как известно, логика на службе у страсти – все равно, что нож в руках сумасшедшего. Так инквизиторы сжигали людей, искренне веруя, что делают это во славу Божию. Так и староверы в XVII веке сжигали себя и своих близких, ради Царствия Небесного. И христианская секта пуритан (христианская ли?) уничтожала индейцев, основывая эту этническую чистку на Ветхом Завете, повелевавшем искоренять язычество. Так и незадолго до событий 11 сентября 2001 года своих приятелей-террористов руководитель и участник теракта Мухаммед Атта напутствовал: "Девственницы призывают вас". Дескать, потенциальные камикадзе, складывайте свои буйные головушки во славу Аллаха. Семь дюжин дев распахнут перед вами свои объятия. Вышеупомянутые люди не задумывались о том, что исполняли исключительно диавольскую волю, потому что благими должны быть не только намерения, но и средства. Благие намерения, исполненные не по-доброму, как известно, ведут в геенну огненную. Добро, сделанное не по-доброму, перестаёт быть добром. «Итак, по плодам их узнаете их». [Мф.7:20]

Христианин должен думать не столько о том, как ему избежать наказания на Страшном Суде, сколько больше об устранении самого греха, главной причины осуждения. Иными словами лечить болезнь, а не всего лишь улучшать диагноз. Мы должны стремиться вновь приобрести в Боге Отца, а не стремиться всеми средствами избежать Бога-Судии. Так как «если не любишь Бога, то и не веруешь» (преп. Варсонофий Великий).

Что же касается спасения остальных людей, то здесь необходимо помнить, что суд принадлежит только одному Богу: «Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». [Рим.12:19] Не знающий же закона будет судим по совести. Священники на отпевании призывают людей молиться за усопших близких, не потому что считают их безнадежными для спасения, а потому что молитва за других есть выражение нашей любви к ним, которая нужна и нам для нашего спасения, так как в одиночку в Царствие Небесное не входят.

 

Священник Игорь Шевчук.

Этот ответ просмотрели 2737 раз.