НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Религии

Католичество

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Светлана, Казань

Батюшка, простите мне такой вопрос: в новостях Епархии прочитала, что на освящении католического кастела будет присутствовать православное духовенство. Не является ли это поддержкой католической ереси?... И можно ли православным быть на молитве у неправославных. Простите за такой вопрос.

Уважаемая Светлана!

Присутствие православного духовенства на освящении католического кастела не является поддержкой католицизма, а не более чем проявление толерантности и дипломатической меры. А также, никаких совместных священнотаинств совершаться не будет.

"- Как вы знаете, Вселенские соборы рассматривали этот вопрос и однозначно запретили молиться с инославными1. Но к этому запрету можно привести любопытную иллюстрацию. Бывают исключения: на автомобиле можно ехать только по правой стороне, однако  когда по той же стороне навстречу тебе мчится другой автомобиль, то приходится сворачивать влево, объезжать и вновь возвращаться на правую сторону. Значит, есть сверхправило: «нет правил без исключения».

Поэтому заданный вопрос не совсем прост. Вселенские соборы проходили в Византийской империи, где христианство было государственной религией, и церковные законы фактически имели тот же статус, что и законы гражданские, политические. И эти правила тогда решительно запрещали не только молитвы, но даже и общение с иноверными. Но времена меняются и многие правила вместе с ними. Приведу вам правило Вселенского собора, которое сегодняшний христианин не исполняет и не может исполнить: «Если кто моется с евреем в бане – отлучается от Евхаристии»2. А вы, наверное, когда приходите в баню, даже не спрашиваете, есть тут евреи или нет?

Тем не менее, эти правила имели и имеют до сих пор большой смысл. Я говорю в том числе о правиле, запрещающем молиться с иноверными. Какой же смысл, спросите вы?

Прежде всего, при наличии этого правила те самые епископы, которые устанавливали это правило, общались и с еретиками, и с иноверными. И не только епископы, но и благословленные ими учителя, наставники и катехизаторы. Как же они могли это делать? Дело в том, что нам всем дана заповедь – «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28,19).  Но научить может только тот, кто сам уже настолько убежден, настолько крепок в Православии, настолько хорошо его понимает и так может преподать его другим, что ему такое общение не только безопасно, а является его миссией – проповедь Христа. Итак, с инославными общались те самые Отцы соборов, которые устанавливали это правило. Тогда кому же было запрещено общаться? Христианам, не утвержденным в вере, вчера крестившимся, ничего не знающим, мало что понимающим, находящимся под сильным влиянием языческих идей. Образно говоря, нельзя же слабому ребенку сказать: «Иди к тому дерущемуся дяде и свяжи его». Каноны предупреждали основную массу верующих людей, живших как в то время, так и нынешних: не общайтесь, не слушайте, не читайте еретических книг. Непонимающий человек может увлечься, смутиться, заразиться и перемешать все в одну кучу, как в Ноевом ковчеге. Вот о чем говорят соборные правила. И нам всем, за редчайшим исключением, необходимо им следовать.

Когда же проходят  межконфессиональные мероприятия, тогда на них посылают образованных и верующих людей. Они, имея опыт пастырской и богословской работы, постараются насколько это возможно показать, что такое Православие, представителям других религий.

Ведь кругом все говорят: «Бог один!» Верно, Бог един. Но мы, люди, представляем Бога в различных образах. Возьмите историю религий, каких только там нет фантазий о Боге и о богах. И только христианство открыло людям истинный облик Бога, Кто Он есть. Поэтому когда люди разных конфессий собираются вместе и молятся, они подобны тем, которые  вместе находятся на корабле в бушующем море, и каждый кричит своему богу. Помните историю пророка Ионы? Все молились на корабле (Ион. 1,5). И Библия нисколько не осуждает, что Иона молился со всеми.

Итак, правила нужны, им нужно следовать. Но могут быть исключения. Поэтому святые Отцы и сказали: «Нет добродетели без рассуждения». Нельзя слепо следовать букве, буква убивает3  - Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии А.И. Осипов 


1. Например: «С еретиками вместе не молиться и не ходить на молитву в их сборище» - Правила святых апостолов п. 49, Лаодикийский собор п. 33

2. 11 правило VI Вселенского собора: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Книга правил. С.-Петербург: Титул., с. 78.

3. Но и не имея надлежащей богословской подготовки, браться за обращение инославных и иноверных в православие – непростительное безрассудство, противление церковной дисциплине жизни" - Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии А.И. Осипов 

Также по этой теме:

Этот ответ просмотрели 3000 раз.