НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Священное Писание и Священное Предание

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Надежда

Последнее время появилось много научной информации опровергающей содержание Священного писания, что серьезно пошатнуло мою веру. Что в поддержку Библии и Бога может сказать Церковь.

Уважаемая Надежда!

В Соборном послании святого апостола Петра повествуется: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2-е Петра 1:19).

Для верующего человека не подлежит сомнению истинность Библии, Слова Божьего, в каждой, даже незначительной детали. На протяжении многих лет критики не только не признавали реальность исторических событий, описанных в Библии, но и ставили под сомнение подлинность самих книг Писания. Они утверждали, что книги Библии написаны вовсе не теми людьми, чьи имена стоят в заглавиях, что написание их не совпадает с библейской датировкой, что все пророчества написаны задним числом, и что книги Библии изобилуют огромным количеством позднейших вставок; наконец, что современный текст Библии резко отличается от того, который был много сотен лет назад. Даже некоторые богословы и верующие стали соглашаться с этим. Но истинные дети Божьи, помня слова Христа: «…блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29), всегда верили в правдивость Писания, хотя не имели материальных доказательств. Но настало время, когда такие доказательства появились, и сегодня уже ученые не ставят под сомнение верность, истинность и неизменность Библии.

Вас не удивляет, что все, что было написано пророками за сотни и даже за тысячи лет до рождения Иисуса Христа, все сбылось в точности с содержанием пророчеств? И заметьте, что ни один из пророков не цитировал уже записанное, существующее пророчество, они все дополняли друг друга. Например Исаия говорит о том как родится Иисус и, что Он понесет на Себе грехи человечества, а Давид описывает детали Его смерти и воскресения. Моисей объявляет Израильскому народу приход Мессии, и говорит о Его вознесении на крест для спасения народа, сопоставляя Его с медным змеем, которого он сделал в пустыне для зашиты людей от змей. Учтите, что Тора «Пятикнижие Моисея» и пророки были написаны задолго до прихода Мессии.

Что Бог есть, в этом не сомневаются те, которые признают истинность Священного Писания, то есть Ветхий и Новый Завет. Знание, что Бог есть, дано нам от природы. Но злоба лукавого повергла в такую ужасную и худшую всех зол бездну погибели, что стали говорить, будто нет Бога. Их безумие обличая, святой царь Давид сказал: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). Поэтому-то ученики и апостолы Господа нашего, умудренные Всесвятым Духом, и Его силою и благодатью производившие божественные знамения, множеством чудес своих извлекли таких людей из глубины неведения к свету Богопознания. Подобным образом и преемники их благодати и сана, то есть пастыри и учители, приняв просвещающую благодать Духа, и силою чудес, и словом благодати просвещали омраченных и обращали заблуждающихся. А мы, не получив ни дара чудес, ни дара учительства, скажем об этом предмете нечто хотя немногое из того, что преподали нам пророки благодати.

Итак, Божественная сущность совершенно не доступна для познания, существа Божия. Это утверждение находится в полном согласии с данными Священного Писания: "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, И). "Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. 6, 16).

Уразуметь непознаваемость Божественной сущности можно и логическим путем. Существо Божие уникально, поэтому мы не можем познать Его путем сравнений, по аналогии. Кроме того, Бог — существо бесконечное, тогда как познающий человеческий разум ограничен и потому не в состоянии объять необъятное.

Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее, некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием.

В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими Каппадокийцами: святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания Божественного существа силами человеческого рассудка.

"Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение ума", — писал святитель Григорий Богослов. Познать — значит дать определение, охватить понятием. Но "Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения". "Невидимый по естеству делается видимым в действиях", говорил святитель Григорий Нисский.

Наиболее подробное изложение учения о непознаваемо Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действиях, или энергиях, содержится у святителя Григория Нисского. "Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое, и не придумано никакого средства уразу меть неуяснимое". Но в то же время "Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил".

Особенно хорошо говорит, доказывая то, что Бог есть Иоанн Дамаскин: "Все существа или сотворены, или не сотворены, а если сотворены, то, без сомнения, и изменяемы. Если же не сотворены, то, конечно, и неизменяемы. А что изменяется, то, конечно, и сотворено, а что сотворено, то, без сомнения, сотворено кем-нибудь. Творец же должен быть существо несотворенное: ибо если бы и он был сотворен, то, конечно, кем-нибудь, и так далее, пока не дойдем до чего-нибудь несотворенного. Поэтому Творец, будучи не сотворен, без сомнения, есть и неизменяем: а кто же это другой, как не Бог?

И самый состав, сохранение и управление тварей показывают нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит, сохраняет и обо всем промышляет. Ибо, каким бы образом могли враждебные между собою стихии, как то: огонь, вода, воздух, земля, — соединиться для составления одного мира и пребывать в совершенной нераздельности, если бы некая всемогущая сила не соединила их и не сохранила их всегда нераздельными?

Кто это расположил по известным местам все то, что на небе и что на земле, что в воздухе и что в воде, и что предшествует всему этому: небо и землю, воздух и природу, как огня, так и воды? Кто все это соединил и разделил? Кто сообщил им движение и стремление непрестанное и беспрепятственное? Мы не можем приписать такой силы слепому случаю, ибо пусть это произошло от случая; но кто привел все в такой порядок? — уступим, если угодно, и это случаю, кто же соблюдает и сохраняет по тем же законам, по которым все прежде создано? — Кто-либо другой, конечно, а не слепой случай. Но кто это другой, как не Бог? "

Настоящая же наука, всегда знающая свои границы, ничего не может сказать о Боге ни отрицательного, ни положительного, она также не может доказать, что Бога нет, как не может доказать, что Бог есть.

В религии факты, говорящие о бытии Бога, многочисленны и многосторонни. Этими фактами являются явления, которые мы относим к разряду чудес. И не только мы, но и все религии, все народы (а нерелигиозных народов пока не нашли) утверждали, что есть такие сверхъестественные явления, обозначаемые как чудеса, явления, прозрения, предсказания, пророчества и т.д. Фактов в одном только Православии бесчисленное множество. Взять житие даже одного святого, например, Вселенского святого святителя Николая. Или почти нашего современника русского святого праведного Иоанна Кронштадтского, сохранились дневники, свидетельства, записи очевидцев, недавно скончавшихся. И житие одного святого будет потрясающим доказательством того, что Бог есть. Он творил чудеса не только в присутствии, при непосредственном воздействии, где можно объяснить гипнозом, внушением или чем-то еще. Просто в телеграмме или пересказе кого-то просили помолиться о болящем, и человек получал исцеление именно в тот момент, когда святой праведный Иоанн Кронштадтский о нем молился. Даже жизни одной этой личности достаточно для убеждения в бытия Того, Которого религии мира именуют Богом. Но в Православии множество таких примеров.

Фактов о небытии Бога в атеизме просто не может быть. Христианство, а лучше сказать, Православие указывает конкретный путь и конкретные средства, которые может использовать каждый желающий человек, чтобы самому, лично, убедиться, что Бог есть. В Евангелии эта мысль выражена в конкретных и четких словах: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят“ (Мф. 5,8). Есть путь познания Бога. Есть средства приобщения к Богу.

К атеизму почти тот же вопрос: что я должен сделать, чтобы убедится, что нет Бога? У честного атеиста остается только одна возможность: проверить путь религиозный.

Этот ответ просмотрели 2715 раз.