НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вера

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Илья

Как Вы считаете, что будет после смерти с представителями других вероисповеданий?
Ведь и среди мусульман и буддистов и даже атеистов есть много добрых и честных людей,
Господь все равно отправит их в ад? У многих просто не было возможности
познать истинного Бога, например, если человек все жизнь с детства воспитывался в исламской стране.

Уважаемый Илья!

Вся сложность Вашего вопроса состоит в том, что многие понятия, которыми Вы оперируете, воспринимаются Вами в искаженном виде. Например, такие важные понятия как «ад» , «вероисповедание». Стоит заметить, что кто бы не был человек по вероисповеданию, он, во-первых, – человек. Природа человека неизменна, его призвание к Абсолютному одинаково, что для аборигена, что для христианина. Каждому человеку свойственна интуиция Высшего, Беспредельного, Вечного, но не каждый человек способен адекватно отозваться на эту глубокую, сущностную интуицию Божественного. Прежде, чем говорить о вероисповедании, поговорим, что такое вера. Вера, как говорит один современный богослов, – это предельный интерес к Беспредельному (Пауль Тиллих). Дать определение вере, в принципе, невозможно, потому что всякое определение будет строиться на основе веры. Веру можно описать. Впрочем, греческий текст слов ап. Павла (Евр.11,1 вера есть уповаемых извещение и вещей обличение невидимых…) представляется именно как описательная конструкция. Вера объемлет все существо человека, сосредотачивает все его силы и интересы. Вера центрирует ум, волю и чувство и в едином акте направляет к Богу. Можно выделить несколько основных типов веры, такие как онтологический (то есть бытийный, когда Абсолютное бытие является предельным интересом), этический тип (во главе угла мораль, этика) гуманистический тип (когда в центре всего поставляется человек) . Можно говорить о вере мистического типа, юридического… В целом о вере можно говорить много, но пока обратите внимание на само понятие веры как предельного интереса, сосредотачивающего все силы человека. Что такое вероисповедание? По большому счеты – это все проявления веры и особенно те, которые выражают себя в обряде, культе, что очень важно. Какая вера – такой и обряд, такая и религия. Каковы интуиции Высшего – таково и все что интересует и окружает человека. Не случайно, все религии мира имеют индивидуальную, характерную внешность. В мусульманстве обрядовая сторона скудна по сравнению с православием. Это важный показатель того, что и внутренний смысл более ограничен. Сравнить религиозную жизнь туземцев, и мы увидим, что обряд хотя и неразнообразен, но в вере занимает центральное место. На этом фоне православие представляет собой идеал совпадения сущности и ее явления, совпадения формы и смысла. Православие – единственная на сей день и на веки религия, в которой важнейшее место в духовной жизни отдается таинству, которое и есть бытийная взаимосвязь, проникновение в Абсолютное, выраженное самым адекватным образом. В таинстве православный человек не исчерпывает Бога, что невозможно, а бесконечно проникает в Его Бесконечность, как Его образ и подобие. Важно понять, что религия – это не свод законов и правил, не талмуд с графиком действий, а реализация интуиции Божественного. Теперь с этой точки зрения можно сказать, что такое спасение. Спасение – это не юридический договор с Богом, как думают католики, это не фиксация каких-либо заслуг и добрых дел. Спасение – это процесс, переходящий в вечность. И рай, и ад – это не в коем случае не место, это состояние человека. Сам человек, используя силу своей веры, чтобы отделить себя от Бытия и Жизни Бога, обрекает себя на небытие и смерть. Илья, Вы сказали, что «Господь все равно отправит их в ад». Господь разрушил ад Своим Воскресением, и неужели Он кого-то обречет на это состояние? Ад побежден в том, кто живет в Боге, а кто оторвал себя от Жизни -созидает в себе ад. Ад может создать в себе как мусульманин, так и православный. Православный потому, что не проникся духом Животворящим и истиной христианства, остановившись на внешнем, видимом; мусульманин потому, что свой предельный интерес направил не в сферу Бесконечного, а в область условного, зависимого временного. И мусульманин, и абориген, и буддист может достичь состояния рая, ибо они не перестали быть творением Бога, не перестали быть людьми. Для этого им необходимо не просто внешняя этическая праведность, но и целожизненное, сверхчувственное и сверхумное следование Божественному призыву, который обращен к каждому человеку. Православие – это и есть полноценный, адекватный целожизненный ответ на призыв Бога. Этот ответ произносит человек во глубине своего сердца и вся его жизнь становится как бы реализацией этого ответа. Что будет после смерти с буддистом или мусульманином? То же, что и с каждым человеком: он сам увидит соответствует ли принцип его жизни Жизни Христовой. Если да – это состояние рая, где нет ни времени, ни пространства. Если человек увидит, что нет, тогда он самостоятельно уклоняется от Христа, от полноты жизни. Конечно православный христианин, как причастник тела Христова по смерти несет большую ответственность, но не в юридическом смысле, а в онтологическом (по бытию), как приобщившийся животворящим таинствам Церкви Христовой. Помоги Вам Господь!

Этот ответ просмотрели 2278 раз.