НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вера

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: саша


Как правильно ответить атеистам, которые утверждают, что Ветхий и Новый завет противоречат друг другу?
Например, в Ветхом Бог представляется жестоким и грубым, Ему нужны жертвы в виде ягнят, Он хочет прославить свой народ, чтобы он господствовал над другими, Он навел на землю потоп и уничтожил людей, око за око, зуб за зуб и так далее...
А в Новом Завете Бог совсем другой добрый и кроткий. Но все-таки Он говорит, что пришел исполнить тот старый закон. Почему же Он отменяет око за око? Ведь если тут имеется в виду защита своей веры, то во время Нового завета, защищать
веру было также необходимо, как и во времена Ветхого. И почему бы Богу опять не уничтожить неугодных, как во время Великого потопа? Разве люди во времена пришествия Христа были лучше и способны покаяться? Почему Спаситель не пришел к грешникам Ветхозаветным, а Бог просто уничтожил их? Где же любовь?
Помогите разобраться, пожалуйста.

Уважаемый Александр, утверждение, что Ветхий Завет противоречит Новому могут сделать только дилетанты. Вся тяжесть вопроса ложиться на одно лишь восприятие таинства Боговоплощения. До того, как Христос пришел в мир, на земле жило непреображенное Жизнью человечество. Смерть сметала все на своем пути и человек был не исключением. Ведь все просто: какое человечество - такой и закон. Не Бог изменился, а человечеству во Христе стал открыт путь к вечной жизни. Ветхий завет был детоводителем ко Христу, как говорит ап. Павел (Гал.3, 24), а человек он был сведущий в вопросах ВЗ. Бог относился к ветхозаветному человечеству как детоводитель, Бог вел человечество к Боговоплощению. Жертва, кровь – это не насилие, не жестокость, а символы Новозаветной Жертвы Христа, которая открыла человечеству бездонную глубину жизни и бытия, победу над самоуничтожением и смертью. «Смертью смерь поправ» – смерть может оказаться самоуничтожением тогда, когда сама же вкусит свою убивающую силу – в этом глубокая интуиция того, что жертвы совершались с кровью. Ветхий Завет соответствовал уровню человека: он предписывал не делать ближним по крайней мере больше того, чем он навредил тебе (око за око, а не око за око и зуб), не мсти больше того, чем обидел тебя другой – и в этом была справедливость. Ветхий Завет – это прообраз Нового Завета, как говорили святые отцы. Принесение в жертву Авраамом Исаака - Крест Христов. Переход через море – крещение. Купина несгораемая – Богоматерь. ВЗ – это символ, имеющий свою реальную историю. Утверждение того, что израиль хочет господствовать над другими – абсурдно потому, что этот народ на протяжении своей истории больше подвергался нападениям и завоеваниям со стороны врагов, нежели нападал сам. Почему? Слишком часто отступали от Бога и поэтому терпели войны. Не Бог оставлял народ, а народ оставлял Бога. Тоже самое с потопом – не Бог уничтожил, вспомним, что он помиловал бы Садом и Гоморру, если бы там нашлось хоть 10 праведников, а само человечество настолько погрязло в смерти, что только Ной среди всех остался на стороне Животворящего Бога. Путь же покаяния всегда открыт человеку вне зависимости от того в В. или в Н. Завете он живет. Если мы говорим о масштабах потопа, то стоит отметить, что выражение «по всей земле» часто понималось не в смысле планеты Земля, а именно в смысле заселенного людьми места, либо же места заселенного израилем, поэтому и животные были собраны не со всей планеты, а с реальной территории проживания человека (человек берет начало своей истории в Междуречье и не слишком распространилась его экумена ко временам потопа). Однако, основное значение важнейшего символа потопа именно в том, что Бог спасает, а не уничтожает, Бог ведет, а не наказывает, Бог творит, а человек, к сожалению, разрушает. Почему Спаситель не пришел к «ноевскому человечеству»? Потому что человечество не было готово к Боговоплощению, не было Иоакима и Анны, не было Девы Марии, то есть той величины святости и праведности, которые человек предоставляет Святому Богу, соглашаясь на Боговоплощение. Человек свободен, это его богоподобие, это образ Божий в нем. И Бог – это не кукловодитель, а Творец. Господь не уничтожает, а приводит в бытие и в этом Его любовь. Человечество не механизм, а организм, и свобода воли человека направляет себя либо в сторону смерти, либо в сторону жизни. Новый Завет – это свет Боговоплощения. Душа человека рождается в жизнь во время крещения. В таинстве миропомазания человек обретает принципы жизни в Божественном свете, то есть дары Духа Свтаго. В причащении Тела и Крови Христа человек приобщается бессмертию, вечности. Как сказал Е.В. Трубецкой, человечество – это сфера Боговоплощения. Будем помнить, что и ВЗ и НЗ человечество стало причастником пасхального света. Новый завет открывает иную глубину, благодаря которой преобразуется все и конечно же общение людей друг с другом. Человечество получило новую точку зрения и с этой позиции пересмотрело всю свою жизнь, все свои принципы, все свое бытие, поэтому ВЗ ушел на второй план, так как не было смысла возвращаться в прошлое состояние, когда на жизнь вечную только надеялись, а не приобщались ей.

Честно сказать, с атеистами спорить нужно очень умело. Не нужно затрагивать вопросов, которые свои аргументы черпают из авторитетов. Нужно вести диалог с других позиций, так как авторитеты у нас разные. Быть или не быть, жизнь или смерть, общее или частное, сущность и ее явление, время и вечность – вот о чем на наш взгляд следует обратить внимание в диалоге с атеистами. Помоги Вам Господь

Этот ответ просмотрели 2391 раз.