НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вера

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Мария

Меня терзают сомнения! Я верю в Бога и хочу верить абсолютно, но мое человеческое сознание ставит передо мной ряд вопросов...
Сначала Был один Господь. Он был всегда (и хотя “всегда”, не имеющее так необходимого для понимания человеку начала, тоже не доступно моему уму, все же я могу с этим свыкнуться). Господь создал ангелов, ведь так? Но разьве не ангелы ли именно восстали, возгордившись и были низвергнуты? Все дальнейшие беды, ошибки и зло вполне логично можно приписать дьяволу. Но не выходит ли так, что диавол - создание Господа? не создавал ли Господь ангелов как и человека по своему подобию? не вложил ли в них свои черты? Что же получается - неужели Господь является изначальным носителем зла? Это ведь разрушает все! И я не хочу верить в это, потому и прошу ответа! Если же Господь не вкладывал в ангелов свои черты, но “придумал” их, тогда выходит, что Бог “придумал” зло. Как же мог в таком случае совершить Всемогущий такую чудовищную “ошибку”? Ктому же, что касается человека, как “венца творения” Господа, созданного Им по своему образу и подобию: допустим, Адам до вкушения яблока и был совершенным как человек, но чьи же качества и зачем вложил Создатель в Еву так, что дьяволу было возможно искусить ее?
Эти вопросы, хотя и полностью не отворачивают меня от Бога, но все же я мучаюсь, желая доказать себе, что зло в этом мире не от Всевышнего. Поверила я совсем недавно и очень надеюсь, что все мои сомнения лишь от недостаточной воцерковленности. Я прошу помочь мне!

Уважаемая Мария,

Мы рады общению с Вами и по мере возможности поможем Вам. Вы говорите, что пришли к вере недавно… И прекрасно, что у Вас появляются такие вопросы. Это говорит о том, что Вы человек верующий. Зачастую именно так и бывает, что человек, пришедший к вере, в первые годы своего воцерковления, можно сказать, решает вопрос жизни и смерти. Все предельно важно, если нет ответа на вопрос – значит путь неправильный. Этот период в Вашей пройдет, но от того, что Вы сможете вобрать в свою душу, будет зависеть основа Вашей жизнь. Понимаете в чем сложность вопроса? А вопросов всегда возникает много, очень много (как у Вас), все нужно понять сразу, сейчас. Такое бывает не случайно, ибо в богословии все взаимосвязано, все едино. Трудно что-то выделить, с чего-то начать рассуждать, но мы постараемся.

Бог. Кто такой Бог? Дать определение Богу – значит быть больше Бога, значит превзойти Бога, поэтому мы о Боге говорим не определениями Бога, а о том какой Он. Говорить так мы можем потому, что сами есть Божии, мы – его образ и подобие. Животное говорить вообще не может, тем более о Боге. Бог – это живой Бог, это Личность, Это Абсолютное Бытие. Бог – это Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Бог в трех ипостасях, которые мы не разделяем, а выделяем. Ипостась Отец – Бездна непостижимого, апофатизм (то есть то, о чем мы не можем сказать ничего, о чем можно только молчать), неопределимое, непознаваемое. Ипостась Сына – образ ипостаси Отца, Бытие Апофатизма, Логос, Слово, рожденное из глубины апофатизма, божественное Иное по отношению к Единому (Отцу). Ипостась Духа – ипостась объединяющая Апофатизм и его Смысл, то есть Отца и Сына. Дух Святой исходит только от Отца, иначе объединение было бы невозможно. Это не три бога, а Единый Бог, единое Божество, Троица единосущная и нераздельная. Мы понимаем, что понять это трудно, для этого нужно не только время, но еще и определенный склад ума. Но постарайтесь, постарайтесь понять, не спешите, вдумчиво и постепенно, ибо без этого идти дальше невозможно. Однако напрашивается вопрос: а для чего это вообще? Дело в том, каков Бог, таково и все созданное Им. Если человек – образ Бога, то и человек тоже есть триединство. Вся природа несет на себе след Божественной троичности. Просим Вас обратиться к вопросу от Елены 19.11.2003 13:27:11, где Вы можете увидеть троичность в человеке.

Теперь о творении. Бог – есть Творец. Господь сотворил мир, человека. И вот, пожалуй здесь начинается самая путаница. Бог творит во времени или нет? Время – это движение к концу, к смерти. Стало быть Бог, если бы творил во времени, то творил бы для смерти. Это нелепо и бессмысленно. Бог творит в вечности. А теперь важно понять, что наш ум сейчас, ныне находится во времени и мы не в состоянии увидеть всю красоту и глубину извечного творения. Мы не можем знать досконально, но нам дан символ вечного. То повествование, которое мы встречаем в Библии – это не история. Времени в шестодневе нет, там описано бытие; что сотворено, каково оно, а не как сотворено (сотворено в вечности, куда ум наш не проник). Мир, который мы видим сейчас – есть мир после грехопадения. Как оно совершилось? Буквализировать по отношению к яблоку – это даже бессмысленно. Некоторая суть падения в том, что человек создан свободным. И падение человека – это как бы документ этой свободы, ее подтверждение. Человек отвернул себя от Бога, человек оторвал себя от Жизни, от Бытия. Значит, что он получает? Отказ от жизни – смерть, отречение от Бытия – отрицательное небытие.

Вы говорите об ангелах… В библии о их творении не сказано именно потому, что не позволила интуиция извечного творения: там ничего не ясно, там разум ничего не поймет, туда проникнет только дух человека. Мы понимаем зачастую под ангелами крылатых невидимых, добрых юношей. Этого мало. Ангельский мир вне времени и пространства, вне тех категорий, в которых существует человек. Можно сказать, что ангел – это реальный идеал, это некоторый образец человека, который просвещен светом Божиим. Ангел – не человек. Ангел – это образ силы бытия. Ангельский мир сотворен не по образу и подобию Бога. Полнота тварного бытия заключена не в ангеле, а в человеке. В человеке сосредоточено все тварное бытие, и именно в этом смысле он венец творения. Ангелы были созданы прежде человека, но не по времени, а по бытию. Идеал, реальный пример, дух бесплотный естественно предваряет человека с его плотью. Учение об ангелах-хранителях основано на таком понимании ангелов, ангелов как водителей к добру, которые не извне действуют, а изнутри человека.

Ангелы извечности определяют себя в вечность. Они свободны и в вечности часть ангелов обернулась в сторону небытия и стала образцом зла. Теперь очень сложным момент. Как пал сатана – знает только сам он, но зло во вселенную в мир ввел человек. Описание грехопадение строится именно этой основе: диавол дал пример человеку, образец зла и человек пал. Нужно сказать парадоксальную вещь: момент творения мира совпадает с его грехопадением. Это говорит о том, что зла не было в Божественном бытии, зло появилось с падением сатаны и одновременно с падением человека. Человек ввел зло во вселенную, и когда не было зла, был небесный первозданный рай. Можно подвести небольшой итог: Бог не творил зла, не уничтожил своего образа и подобия (Он Творец, а не разрушитель). Творение всего совершенно в вечности, где нет времени, нет пространства и наш разум проникает туда лишь по средствам образов и символов. Грехопадение и падение сатаны некоторым образом представляет собой одномоментный акт, который представляет собой смешение со смертью (отказом от Бога) и небытием (отречение от бытия). Ответственность за зло легла на свободную волю человека, его произволение. Но ведь, если Бог, Абсолютное Бытие, создает эту свободу, значит Он как Творец несет ответственность за Свою тварь? Да, Бог исполнил эту ответственность, о которой идет речь в совете предвечном. Бог любит человека любовью божественной и поэтому он Сам становится человеком и открывает ему путь спасения, путь соединения с Собой, с Жизнью, с Бытием. Бог не придумывал зла, Он его уничтожил. Помните пасхальный тропарь: «смертью смерть поправ» - это именно и есть уничтожение зла его же собственным ядом, смерть пожирает во Христе саму себя, она сгорает в свете Абсолютного Бытия.

Несколько слов сказали о творении. О том, что говорит нам библия – это другой вопрос. Скажем только еще несколько слов о Адаме и Еве: съеденное яблоко – символ того, как человек глядя на образец зла падает сам. Женщина – это чувство, мужчина – разум. Чувство более слабое, менее ответственное. Собственно говорится о том, что человеческое чувство – более уязвимо, чем разум. Адам тоже ел плод и взял на себя последствия греха, взял ответственность, и это говорит о том, что пал именно весь человек сразу, а не сначала жена, а потом муж. Грехопадение – это место рождения времени, выход из вечности, совершенный человеком. В глубине своей природы человек остался в вечности, остался тем, что названо образом и подобием Бога и одновременно завел часы, образно говоря. Человек заболел грехом, а сатана и бесы – это сама болезнь. Пожалуй, это далеко не все… Если у Вас появятся еще вопросы – пишите, уточняйте, переспрашивайте. Помоги Вам Господь.

Этот ответ просмотрели 2757 раз.