НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Иконы, киоты, иконостасы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает:

Подскажите, пожалуйста, о Петровской иконе Божией Матери (ок. 1306г., мученице Сосанне деве, мученице Сире, деве Персидской (558г.)
Заранне, благодарна.

Икона Божией Матери ПетровскаяПетровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Сосанна РимскаяМученица Сосанна дева была дочерью пресвитера Гавиния и племянницей святого Папы Римского Гаия (283-296). Она была воспитана в строгом христианском благочестии и с юных лет посвятила себя Богу. Семья святой состояла в родстве с императором Диоклитианом (284-305), до которого дошел слух о ее добродетели и красоте. Решив выдать святую Сосанну замуж за своего соправителя Максимиана Геркула (284-305), император послал к пресвитеру Гавинию своего родственника, сановника Клавдия, а затем его брата Максима. Оба они вместе с женой Клавдия Препедигной и сыновьями Александром и Куфием после бесед с благочестивой семьей приняли Крещение. Узнав о том, что целая семья императорских родственников обратилась в христианство, Диоклитиан отправил их в изгнание. Вскоре мучеников сожгли в Остии, недалеко от Рима, а пепел бросили в море. Святую деву Сосанну взяли во дворец, а императрице было поручено уговорить ее покориться. Но императрица, тайная христианка, поддержала мученицу в намерении сохранить девство ради Господа. Она объявила императору о непреклонности девы вступить в брак с язычником. Диоклитиан дал позволение соправителю обесчестить святую деву, но Ангел защитил ее. Македоний стал склонять мученицу принести жертву идолам. "Я сама себя приношу в жертву Господу моему", - ответила она. Тогда Македоний отсек мученице голову. Императрица же тайно похоронила тело святой; комната, где произошло убийство, была освящена в церковь святым Папой Гаием. Вскоре принял мученическую кончину отец святой Сосанны - пресвитер Гавиний, а в 296 году и святитель Гаий.

Мученица Сира жила в VI веке в Персии и была дочерью знаменитого жреца-огнепоклонника из Карх-Селевкии в Елимаиде (Абизард). Отец Сиры, боясь влияния христианства на свою дочь, отдал ее после смерти матери в город Фарс на воспитание к жрице, которая научила ее жреческой науке. Сира стала жрицей при капище огня, и ей предстояла почетная деятельность. Но однажды, разговорившись с нищими-христианками, Сира уверовала во Христа Спасителя и начала жить по-христиански: стала учить молитвы и псалмы, поститься и читать христианские книги.

Однажды Сира заболела. Она не стала искать врачевства в волшебстве, но пришла к христианскому храму и просила пресвитера дать ей хотя немного праха церковного, надеясь получить от него исцеление. Пресвитер, зная Сиру как идолослужительницу, отверг ее просьбу. Сира не прогневалась, зная о своем недостоинстве, но с верой прикоснулась к одежде священника, как некогда кровоточивая женщина прикоснулась к одежде Спасителя (Мф. 9, 20-22). Она тотчас получила исцеление и возвратилась домой здоровой. Родные Сиры стали догадываться, что она хочет принять христианство, и просили мачеху Сиры убедить ее оставить свое намерение. Мачеха, обманывая, будто она сама является тайной христианкой, с лаской уговаривала Сиру держать свою веру в тайне, а наружно продолжать служить огню, чтобы не отпасть вовсе от Христа, подвергнувшись мучениям. Сира стала колебаться принимать Крещение, но, получив откровение во сне о безотрадной участи своих родных, которая наступит после смерти, и о светлых обителях, предназначенных для христиан, решилась и пошла к епископу, прося крестить ее. Епископ отложил исполнение ее желания, опасаясь подать жрецам повод к преследованию христиан. Кроме того, он думал, что Сира, испугавшись отцовского гнева, отступит от Христа. Епископ советовал ей сначала открыто исповедать свою веру в Спасителя перед родными.

Однажды, во время совершения утренней жертвы, святая Сира разметала священный огонь, почитавшийся персами за божество, и, опрокинув жертвенник, громко воскликнула: "Я христианка, отрекаюсь от ложных богов и верую в Истинного Бога!" Отец бил свою дочь, пока не изнемог, и бросил в темницу. Потом со слезами и ласками стал упрашивать ее остаться в прежней вере, но Сира была непреклонна. Тогда отец донес на нее главному жрецу, а затем правителю и царю Хозрою Старшему. Святую деву долго мучили в темнице, но Господь укреплял ее, и она твердо стояла за веру Христову. Однажды, подкупив сторожей темницы, святая Сира пошла к епископу и приняла Крещение. Господь сподобил святую Сиру дара чудотворений. Когда персы отдали мученицу под наблюдение иудеев, они стали глумиться над святой, говоря: "Где же рассказанная о тебе басня, что сами узы спадают с тебя, с твоей шеи, рук и ног? Посмотрим ныне, как спадут узы!" При таких словах святая Сира в глубине сердца помолилась Спасителю, и тотчас с нее спали узы. Так было не один раз. Изможденная мучениями, святая Сира смертельно заболела. Она стала просить Господа, чтобы Он не дал ей умереть от болезни, но сподобил мученического венца. Бог услышал ее и даровал исцеление. Увидя мученицу здоровой, темничный сторож и начальник тюрьмы хотели обесчестить святую деву, но Господь одного поразил болезнью, а другого смертью. Мученица была приговорена к удавлению.

Казнь проводили с изощренной жестокостью: по временам отпускали веревку, спрашивая святую, не желает ли она изменить свое намерение и остаться в живых. Но мученица, чуть живая, отвечала отказом и просила скорее исполнять казнь. Тело святой было брошено на съедение псам, но они не коснулись его. Христиане предали тело святой Сиры погребению († 558).

Этот ответ просмотрели 2346 раз.