НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Святая вода и просфоры

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Артемий

Здравствуйте.У меня несколько вопросов
1.Что такое просфора и когда её нужно употреблять?
2.Для чего необходимо миро, продающееся церковных лавках?
3.Во время Вечери раздают что-то вроде хлеба что это такое и для чего это необходимо во время богослужения?
4.Возможно ли посещать обедню-литургию и не причащаться(если считаешь, что в данный день морально к этому не готов, а необходимо в праздник или Воскресенье посетить церковь)?
5.Если хочешь перекрестить пищу, либо благословить кого-то то это делается тем же троеперстным крещением, что и крестное знамение?
6.Если на занятиях(я-студент)обязывают заниматься аутотренингом и медитацией, то что нужно делать, чтобы не подвергнуться воздействию бесов(возможно проговаривать в уме молитву и стараться не вникать в слова и звуки данного действа)?
Заранее благодарю за ответы.

Уважаемый Артемий!

Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний или Посланий Святых Апостолов, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради Пречистых Христовых Таин».

В Служебнике в последовании вечерни печатается увещание иерею относительно употреблении благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея. Тут иерею внушается, что елеем надлежит знаменовать людей при целовании ими образа, можно его и «во брашнах снести»; вино испить с благоговением; хлебы же, на раздаянии доры, раздробив раздавать, (то есть, можно остатки хлебцев [если останутся] раздавать вместе с антидором, дора это антидор), или в дому честно на трапезе прежде общих брашен сесть; пшеницу или посеять, или измолоть с другой пшеницей и с благодарением сесть.

Помазание благословенным елеем в настоящее время совершается обыкновенно на утрени, после чтения Евангелия и молитвы Спаси, Боже, люди твоя: и заменяет собою то помазание елеем, которое по уставу положено совершать в притворе (см. Типикон гл. 3) после отпуста утрени елеем от кандила (лампады) у иконы праздника или святого. Одновременно раздается и благословенный хлеб, раздробленные частицы которого омочены благословенным вином.

В настоящее время в виду того, что бдение совершается обычно с большими сокращениями и нет надобности в подкреплении сил благословенными хлебами и вином, лития и благословение хлебов на всенощном бдении под воскресные дни вообще не совершается, а сразу после просительной ектении и заключительных возгласов поются стихиры на стиховне. На бдениях же в честь двунадесятых праздников и великих святых лития и благословение хлебов совершаются как бы в знак особенной торжественности богослужения в эти дни.

Просфора (греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос - победа) или образ какаго либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (т.е. из двух половинок,) - в ознаменование двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.

Просфору - как великую святыню необходимо вкушать утром с молитвой, натощак. Запивают обычно святой водой и только потом завтракают.

Кроме того, существует молитва на принятия просфоры и святой воды: «Господи Боже мой, да будет дар твой святый, просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных моих сил, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

В церковных лавках продают не миро, а елей - освященное масло для помазания частей тела.

Стоит ли присутствовать на Литургии, но не причащаться? Конечно, простоять всю Литургию и не причаститься - вполне допустимо для новоначальных, хотя бы потому, что немногие храмы могут организовать нормальную катехизацию (теоретическое обучение основам Православия) прихожан и те не понимают, что в храме происходит. Но нормой такое положение назвать нельзя.

Благословлять пищу необходимо тем же троеперстным знамением, что при собственном осинении крестным знамении.

Что же касается медитации во время занятий, то в это время читайте про себя Иисусову молитву.

Божией Вам помощи!

Этот ответ просмотрели 3575 раз.